ЭКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СВЕТ И ПРОСВЕЩЕНИЕ» – Премии Правительства Москвы

ЭКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СВЕТ И ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Премия:

В области охраны окружающей среды

Номинация конкурса:

Лучший эколого-образовательный и эколого-просветительский проект

Наименование работы (проекта):

ЭКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СВЕТ И ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Цели работы (проекта), представленной (ого) на соискание премии:

Целью проекта является экопросвещение школьников, студентов и широких слоёв населения в области научных и практических основ использования возобновляемой энергетики человеком. Проект популяризирует ветровую энергетику, биоэнергетику, малую гидроэнергетику, но основной акцент сделан на солнечной энергетике. Поскольку наибольший интерес в образовательном процессе вызывают практические занятия, знакомство с новыми (не включёнными в школьную программу) научными областями наиболее эффективно путём привлечения школьников к реальным опытам, конструированию. Вместе с тем опытная модель должна быть достаточно проста в изготовлении и понятна и применима в обычной жизни. Поэтому для проекта, знакомящего с основами солнечной энергетики, было выбрана простейшая фотоэлектрическая установка, состоящая из солнечной панели, контроллера и аккумулятора, солнечная печка и солнечный кипятильник, которые используются по всему миру для приготовления пищи и как правило изготавливаются из недорогих материалов. Задачами проекта стали: 1.Разработка экопросветительских проектов, популяризирующих биоэнергетику, солнечную и ветровую энергетику, малую гидроэнергетику и другие виды возобновляемой энергетики. 2.Знакомство широких слоёв населения с научными основами использования возобновляемой энергии. 3.Разработка конструкций, легко реализуемых дома или в условиях школьных мастерских и позволяющих проводить наглядные опыты с солнечной энергией 4.Привлечение к изготовлению солнечных объектов школьников, студентов и широкого круга населения 5.Мотивация школьников к самостоятельным экспериментам и конструированию собственных установок (инженерному творчеству)

Описание работы (проекта), предоставляемой на соискание премии с указанием ее новизны, актуальности, инновационной направленности, социального эффекта, оценки вклада каждого физического лица в составе группы физических лиц в выполнение и реализацию работы (проекта):

Характеристика проекта Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) стремительно врываются в нашу жизнь. Если еще пару десятков лет назад они выглядели как научные диковинки, то сейчас некоторые страны почти полностью обеспечивают свои потребности в электроэнергии при помощи ВИЭ. В России рост интереса к возобновляемой энергетике возник только в последние годы, но происходит стремительно и основан, в первую очередь, на необходимости оставаться конкурентоспособными на мировом энергетическом уровне и в области инноваций. Кроме того развитие возобновляемой энергетики требуется для обеспечения энергетической безопасности, как всей России, так и отдельных её регионов с изолированной энергосистемой. Можно констатировать, что в последние годы произошло становление новой для страны отрасли, в которой уже принимают участие такие госкорпорации как Роснано, Росатом и Русгидро, происходит формирование законодательной базы, развитие отечественных технологий в этой сфере (открыты заводы по производству солнечных модулей в г.Новочебоксарск и г.Подольск, по производству ветроустановок в г.Ульяновск, отрасль стремительно расширяется). Наряду с развитием технологической базы России требуется и развитие общественного понимания возможностей и плюсов возобновляемой энергетики, повышения образованности в этой области, а также воспитание квалифицированных кадров для обеспечения профессионального уровня отрасли. Однако ни в сфере образования, ни в сфере экопросвещения это стремительно развивающееся направление пока слабо представлено. Особенно нехватка опыта в преподнесении темы ВИЭ ощутима в школьной программе. Если теоретическая часть, так или иначе освещается по немногочисленным научно-популярным статьям, то экспериментальная часть как правило связана с большими затратами на дорогостоящие конструкторские наборы, появившиеся сейчас на отечественном рынке, но доступные не всем школам и кружкам. Представляемый на конкурс проект предлагает начинать знакомство школьников, студентов и широких слоёв населения (например, участников проектов «Московское долголетие») с солнечной энергией на простых и понятным примерах и материалах. В первую очередь – это тепловая энергия солнца, которую легко использовать для нагревания в бытовых целях. Следующий этап проекта – знакомство с принципами работы фотоэлектрических установок. Автором предложены конструкции солнечного кипятильника и солнечной печки. Эти объекты имеют множество вариантов конструкции по всему миру. Однако в нашем проекте акцент сделан на образовательную сторону, поэтому особое внимание уделялось самостоятельной работе детей и созданию достаточно долговечных конструкций с техническими возможностями менять их положение, углы наклона для проведения опытов. Разработка проекта. Старт проекту был дан в 2014 году. Для решения поставленных задач авторами были собраны две фотоэлектрические установки мощностью 400 Вт и 800 Вт. Все комплектующие установок – солнечные панели, контроллеры, аккумуляторы и т.п. были получены в виде благотворительной помощи от компании «Сорокопут» и за счет грантовой поддержки. Конструкции солнечного кипятильника и солнечной печки была разработана автором проекта Потанским В.Г. и отличаются от традиционных возможностью регулировки угла наклона концентратора, поворота в горизонтальной плоскости и изменением положения нагреваемого предмета в трех плоскостях. Всё это дает широкие возможности для проведения научных экспериментов определением оптимального угла наклона, исходя и широты данной местности, времени года, часа дня, поиска точки фокусировки солнечных лучей. Научно-методическая основа была разработана вторым автором проекта Рафиковой Ю.Ю. – кандидатом географических наук, старшим научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории возобновляемых источников энергии Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Юлия Юрьевна более 10 лет занимается научными исследованиями и разработкой образовательных курсов в области возобновляемой энергетики, принимала активное участие в разработке Атласа ресурсов ВИЭ России и Геоинформационной системы «ВИЭ России» www.gisre.ru. Кроме того имеет опыт разработки и проведения курсов по возобновляемой энергетике для высшей школы. Область применения Не смотря на растущую популярность возобновляемой энергетики экопросветительских проектов посвященных этой теме не так уж много. Большей частью они представляют собой онлайн курсы и занятия, а проекты, предполагающие интерактивную составляющую очень редки, и требуют значительных финансовых затрат. Установки, используемые в научных проектах, как правило, недоступны широкой общественности и школьникам. Наш проект «Свет и просвещение» прост в реализации, дешев и имеет чрезвычайно широкую область применения. Его можно реализовать в школах (в том числе и сельских), экоцентрах, на дачных участках и т.д. Внедрение проекта Фотоэлектрические установки находятся на территории экоцентра «Битцевский лес». Для проведения занятий и экскурсий, знакомящих с принципами использования солнечной энергии Потанским В.Г. был разработан наглядный стенд, демонстрирующий состав устройств, преобразующих солнечную энергию в электрическую. Впервые создание конструкций солнечной кухни и опыты с солнечным кипятильником и солнечной печкой были проведены во всероссийском лагере «Орленок» в ходе экологической смены. Сначала были проведены лекционные занятия, в ходе которых школьникам 13-16 лет была предоставлена первичная информация о сути возобновляемых источников энергии и основах их использования. Лекции были специально адаптированы для средней школы и включали в себя описания на доступных примерах, международный опыт и актуальное состояние ведущихся в России научных исследований, для понимания детьми, на кого и где они могут в дальнейшем учиться, если заинтересуются темой ВИЭ. Далее для школьников был проведен мастер-класс, в ходе которого активно проявившие себя ребята вместе с экспертом Владимиром Потанским изготовили авторские модели солнечной печки и солнечного кипятильника. При этом ребята сами определяли оптимальный угол наклона солнечных установок, фокус солнечных лучей в концентраторе, размеры деталей установок, оптимальное местоположение для установки конструкций и т.п. В дальнейшем школьники провели опыты по нагреву воды в двух изготовленных установках, а также самостоятельно подготовили красочную презентацию проекта для проведенной в лагере выставки, где они делились полученными знаниями и опытом с другими ребятами, не принимавшими участия в работах. По завершении смены некоторые из участников проекта загорелись идеей создания аналогичных объектов в своих школах в различных регионах России. Они получили он-лайн консультации по вопросам создания солнечных печек и в настоящее время работают над своими проектами. Помимо создания проектов по инструкциям, некоторые начали создавать солнечные печки самостоятельно. В 2020 году проект получил продолжение - благодаря благотворительной помощи Фонда Владимира Потанина был создан тематический Youtube-канал проекта https://www.youtube.com/channel/UCvKRp90OtMhQ-w-SgH_5Wag , на котором размещены образовательные видеоролики о том, что такое возобновляемые источники энергии, насколько они экологичны, как развивается отрасль в России. С момента создания канал привлёк широкое внимание, и его материалы внедрены в Московскую электронную школу, МГУ Школе, на образовательной платформе Stepik. В 2020-2021 годах проведен цикл научно-популярных лекций по возобновляемой энергетике в рамках Суббот московского школьника, на факультете дополнительного образования МГУ имени М.В.Ломоносова, в рамках секции экологии Центрального дома учёных Российской академии наук. Результаты внедрения проекта показали, что: 1. Знакомство широких слоёв населения с основами использования возобновляемой энергии наиболее эффективно в интерактивной форме. 2. Наиболее понятны и наглядны примеры, связанные с бытовым применением солнечной энергии – например, приготовление пищи. 3. Установки для опытов могут быть изготовлены из недорогостоящих материалов. 4. При использовании солнечного кипятильника в экопросвещении и школьных исследованиях, необходимо обеспечивать конструкцию сменой угла наклона и ориентации, что обеспечивает проведение разнообразных и информативных опытов. 5. Возможность участия детей в работе по изготовлению установок, способствует их дальнейшим успехам в разработке собственных опытно-конструкторских проектов на солнечной энергии, а также дальнейшему вовлечению в тему. Социальный эффект Проект «Свет и просвещение» нацелен на донесение до широкого круга населения информации о возможностях использования возобновляемых источников энергии с целью экономии ресурсов, повышения энергетической безопасности людей и стран, минимизации воздействия человека на окружающую среду. При этом культура использования зеленых инновационных технологий, таких как солнечная энергетика, должна воспитываться с детского возраста. Человеку важно дать не только знания о существовании новых технологий и их технических особенностях, но и показать, что использование их может быть достаточно простым, а энергия – ощутимой и сильной. Опыты с солнечной кухней позволят понять и принципы функционирования энергоэффективных домов, и солнечных водонагревательных установок, познакомить с принципами использования наиболее мощного источника энергии (энергия солнца в 1000 раз превышает все остальные источники на Земле). Кроме того, экологичность технологий солнечной энергетики с каждым годом растёт благодаря развитию способов их производства и утилизации. В современном мире, где наряду с развитием технологий растёт и энергопотребление, солнечная энергетика, в целом, и экопросвещение по теме возобновляемой энергетики, в частности, являются неотъемлемой частью устойчивого развития.

Сроки внедрения работы (проекта):

2014-2020 гг.

Механизм реализации работы (проекта):

Концепция и научная составляющая проекта были разработаны на базе научно-исследовательской лаборатории возобновляемых источников энергии МГУ имени М.В.Ломоносова. В проекте использованы образовательные методики с научно-практической составляющей. В целях популяризации темы в проект включено использование видеотехнологий, научно-популярных лекций и мастер-классов.

Количественные и качественные характеристики выполненной работы (проекта):

Разработаны методические рекомендации для проведения экопросветительских мероприятий по возобновляемой энергетике. Сконструированы и внедрены в использование 3 фотоэлектрических установки с информационными стендами и лекционным сопровождением. Сконструированы и внедрены в использование 2 демонстрационные установки на солнечной энергии (солнечный кипятильник и солнечная печка) для проведения мастер-классов и занятий по возобновляемой энергетики. Снято 5 научно-популярных фильмов, знакомящих широкую аудиторию с историей, различными направлениями, экологическими аспектами использования возобновляемых источников энергии. Проведено более 120 занятий, лекций и мастер-классов по возобновляемой энергетике с различными слоями населения: школьники, студенты, пенсионеры. В результате очных занятий охвачено более 1000 человек. Создан Youtube-канал проекта, который внедрен в образовательные системы Московская электронная школа, МГУ школе, Stepik, Субботы московского школьника, факультет дополнительного образования МГУ имени М.В.Ломоносова. Проект представлен на 6 международных научных конгрессах и конференциях, а также на 3 научных молодёжных школах МГУ и 5 экологических фестивалях. Проект нашёл отражение в более чем 30 публикациях СМИ. Признание ведущейся авторами деятельности в области экопросвещения отмечено медалью Международного проекта

Результаты реализации работы (проекта):

В результате реализации проекта были полностью достигнуты поставленные цели проекта. Впервые разработаны и внедрены в экопросвещение мероприятия в области научных и практических основ использования возобновляемой энергетики человеком.

Желаемый способ ознакомления с результатами работы (проекта):

по электронной почте

Иллюстрации работы (проекта):

Презентацию работы (проекта):

opisanie_proekta_2021.pdf

Ссылка на другие визуальные материалы, веб-сайт или видео (если есть):

https://www.youtube.com/channel/UCvKRp90OtMhQ-w-SgH_5Wag

Материалы обсуждения, экспертные документы по представленной работе:

otzyv_na_proekt_svet_i_prosveschenie-1.pdf

Отзыв на работу (проект) от одного из органов исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, связанных с деятельностью в области охраны окружающей среды и природопользования, с подтверждением вклада данной работы (проекта) в охрану окружающей среды (при наличии):

otzyv_na_proekt_svet_i_prosveschenie.pdf

Письмо, подписанное физическим лицом или группой физических лиц, представляющих работу (проект) на соискание премии, о согласии на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, связанной с участием в Конкурсе:

soglasie_potanskij_rafikova.pdf

Документы, подтверждающие внедрение результатов работы (проекта) в практику хозяйственной деятельности и экологического образования:

otzyv_na_proekt_svet_i_prosveschenie-2.pdf

Документы, подтверждающие общий объем финансовых средств, затраченных на выполнение и реализацию работы (проекта), включая привлеченные и собственные финансовые средства:

opisanie_proekta_2021-1.pdf

Фамилия, имя и отчество:

Потанский Владимир Георгиевич

Роль в команде:

Руководитель

Почта:

ju.rafikova@gmail.com

Номер телефона:

+79253138417

Список участников

Руководитель

Потанский Владимир Георгиевич

Загруженные документы:

Согласие на хранение и обработку персональных данных Согласие на публикацию проекта

старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории возобновляемых источников энергии географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Рафикова Юлия Юрьевна

Загруженные документы:

Согласие на хранение и обработку персональных данных Согласие на публикацию проекта

Ваша заявка загружается на сервер, ожидайте...

Пожалуйста, не обновляйте страницу