«Комплексная программа “ Экологическое образование в научно-популярной форме» – Премии Правительства Москвы

«Комплексная программа “ Экологическое образование в научно-популярной форме»

Премия:

В области охраны окружающей среды

Номинация конкурса:

Лучший эколого-образовательный и эколого-просветительский проект

Наименование работы (проекта):

«Комплексная программа “ Экологическое образование в научно-популярной форме»

Цели работы (проекта), представленной (ого) на соискание премии:

Цель проекта: Развитие экологического сознания студентов, популяризация науки и вовлечение студентов в научную деятельность, развитие их профессиональных навыков. Задачи проекта: 1) Просвещение, дополнительное образование в сфере экологии и устойчивого развития, формирование экологического сознания; 2) Формирование представления о современных требованиях и тенденциях развития науки, отраслей производства и бизнеса в сфере экологии и почвоведения; 3) Закрепление полученных знаний и развитие green skills посредством проектного обучения по методу кейсов (case study); 4) Развитие у студентов творческого мышления, инициативы, самостоятельности и командной ответственности в решении поставленных задач (soft skills).

Описание работы (проекта), предоставляемой на соискание премии с указанием ее новизны, актуальности, инновационной направленности, социального эффекта, оценки вклада каждого физического лица в составе группы физических лиц в выполнение и реализацию работы (проекта):

Аннотация проекта: Комплексная образовательная программа включает в себя следующие блоки, на базе которых реализуются отдельные проекты: I. Научно-просветительский блок: 1. Научный клуб Студенческого научного общества; 2. Конкурс научно-популярных статей “Pop&Soil”; 3. Интервью и статьи; II. Научно-практический блок: 4. Экологический кейс-чемпионат Green Office Case; 5. День Карьеры. Описание проекта: 1. Научный клуб – это серия лекций и выступлений компетентных спикеров в областях экологии и почвоведения, с которыми можно обсудить интересные темы и злободневные новости науки в неформальной обстановке. Формат: очно, дистанционно, на платформе Zoom. Темы встреч: 1. «Отходы – сортировать нельзя сжигать» где будем ставить запятую? 2. Варианты будущей карьеры экологов и почвоведов. 3. Мир до и после COVID-19. 4. Эстетика почвоведения. Научная группа SoilART (Arctic Research Team). 5. Как начать карьеру в науке и в научной журналистике. 6. Древнейшие палеопочвы планеты в кратонах Южной Африки, Австралии и Фенноскандии. 7. Бактериофаги: «паразиты» бактерий. Взгляд исследователя. 8. Почвы и земли в фокусе Целей Устойчивого Развития. 9. Город как процесс: пространства в эпоху больших данных. 10. Смертельное оружие: бактерии на службе у насекомых. 11. НТИ и рынки будущего. 12. Кому нужны почвоведы? Профессиональные задачи. 13. Свойства и функционирование урбаноземов и почвенных конструкций в условиях города. 14. Современные технологии для оценки состояния почв и почвенного покрова. 15. Собирай, храни, анализируй - в ГИС. 16. Увидеть незримое: новые методы в микробиологии. 17. Работа с протоколами количественного химического анализа (КХА): оценка результатов. 18. Изучение дрожжевых ассоциаций у муравьев вида Formica rufa. 19. Обзор современных методов очистки сточных вод для различных отраслей промышленности. 20. Возможности обучения за границей. 21. Сравнение аэробных и анаэробных методов очистки сточных вод. 22. Почвенный институт имени В.В.Докучаева: лаборатории, научные проекты РНФ и РФФИ, межинститутские исследования. 23. Инновационные исследования факультета почвоведения: использование тест-систем на основе Allium cepa и радио-экологические методы исследования объектов окружающей среды. 24. Микроорганизмы в экстремальных условиях: фундаментальные и прикладные аспекты изучения. 2. Конкурс научно-популярных статей “Pop&Soil” – направлен на развитие студенческого потенциала в популяризации науки и результатов научной деятельности, а также на привлечение и просвещение абитуриентов факультета. Темы научно-популярных статей: 1. Глобальные биогеохимические циклы 2. Здоровье почв и человека 3. Продовольственная безопасность 4. Загрязнение почв и окружающей среды 5. Почва в искусстве 6. Функции почв 7. Научные методы изучения окружающей среды 8. Климат и окружающая среда 9. Урбанизация и углеродный след 10. Концепция «Зелёный офис» 11. На стыке наук 12. «Свободный микрофон» 3.Интервью и статьи. Способ обмена опытом, возможность раскрыть вопросы трудоустройства, стажировок, экспедиций, научной работы на факультете и участия в различных мероприятиях.Формат помогает повышать информированность студентов о возможностях личностного и профессионального развития, приемственному участию в мероприятиях, а также уровню заинтересованности студентов. 4. Экологический кейс Студенческого научного общества “Green Office Case” посвящен набирающей популярность концепции «Зелёного офиса», которая является одним из направлений снижения негативного воздействия на окружающую среду. Задачей кейса было предложить методику внедрения концепции “Зеленого офиса” в бюджетные учреждения и коммерческие организации города Москвы. Организован совместно с партнером - общероссийской компанией “Городские реновации”, результатом является создание методических указаний по внедрению данной концепции в коммерческие организации и бюджетные учреждения города Москвы. Формат финала: дистанционно, на платформе Zoom. Новизна проекта: Данная программа – разработка студенческого научного общества факультета почвоведения МГУ – использует комплексный подход в экологическом образовании, сочетая в себе возможности освоения как теоретических знаний, так и практических навыков. Главной уникальной характеристикой программы является ее содержание и научная специфика с учетом направлений деятельности факультета почвоведения и научных групп факультета. Программа адаптирована для дистанционного формата, что особенно важно в условиях пандемии. Программа предполагает тесный контакт с потенциальными работодателями. Актуальность проекта: согласно международным образовательным стандартам и Целям устойчивого развития, экологическое образование стоит на повестке дня. Различные сферы деятельности проходят этап экологизации, поэтому формирование экологического сознания и развития green skills играет важную роль для научного и профессионального развития. Наличие инновационных подходов в проекте: “Экологическое образование в научно-популярной форме для студентов” – комплексная и системная программа, объединяющая теоретические знания с деятельностью по реализации этих знаний в тесной связи с потенциальными работодателями. Это уникальная разработка студенческого научного общества факультета почвоведения МГУ, уделяющая внимание развитию green, hard и soft-skills участников, и использующая такие современные методы, как case-study. Проблемы, которые решает проект: Проблема №1. Необходимость развития практико-ориентированного экологического образования. Проблема №2. Необходимость популяризация науки, в том числе экологии и почвоведения. Проблема №3. Отток квалифицированных молодых кадров из научной сферы и специальности. Проблема №4. Недостаточность взаимодействия с потенциальными работодателями, и, как следствие, непонимание или неготовность студентов к самостоятельной работе после ВУЗа. Социальный эффект: Основной социальный эффект предлагаемой программы заключается в формировании экологического сознания среди молодежи и повышении гражданской экологической ответственности по отношению к окружающей среде. Комплексная программа позволяет участникам попробовать разные роли, прокачать различные навыки, расширяет набор компетенций будущего специалиста, способствует трудоустройству, показывает перспективы будущей деятельности специалиста-эколога. Социальный эффект в длительной перспективе: Развитие green skills среди молодых квалифицированных специалистов способно обеспечить высокие темпы экологизации производственной сферы и бизнеса. Популяризация экологии и почвоведения и привлечение молодых в науку сможет обеспечить высокий уровень развития технологий в стране и, как следствие, высокий уровень жизни. Оценка вклада каждого физического лица в составе группы физических лиц в выполнение и реализацию работы: Коршунова Наталья Олеговна – руководитель проекта (Научный клуб, Экологический кейс). Ответственный за документацию, привлечение спикеров для мастер-классов, разработку методических материалов, работу с информационными технологиями и СМИ (платформа Lomonosov, тематические сообщества Вконтакте). Деревенец Елизавета Николаевна – соруководитель проекта (День карьеры, Интервью и статьи, конкурс “Pop&Soil”). В основные задачи входит взаимодействие с партнерами программы, привлечение спикеров. Богданов Кирилл Игоревич – дизайнерское оформление всех материалов. Солодунова Дарья Александровна - разработка методических материалов, взаимодействие со спикерами. Денисова Ольга Евгеньевна – техническое оснащение мероприятий, модерация дистанционных конференций, работа со школьниками. Мохнаткин Владислав Александрович – разработка методических материалов, взаимодействие с партнерами. Лепешко Анна Александровна – ответственный за направление работы со СМИ, подготовка анонсов мероприятий, взаимодействие с участниками. Тимофеева Елена Александровна – консультант. Поздняков Лев Анатольевич – консультант.

Сроки внедрения работы (проекта):

март 2020 – декабрь 2021 1. Научный клуб Студенческого научного общества: март 2020 – декабрь 2021. 2. Конкурс научно-популярных статей “Pop&Soil”: октябрь – декабрь 2021. 3. Интервью и статьи: октябрь 2020 – декабрь 2021. 4. Экологический кейс-чемпионат Green Office Case: октябрь-декабрь 2020 – подготовка. декабрь-февраль 2021 – реализация. 5. День Карьеры: 31 марта 2021.

Механизм реализации работы (проекта):

Подготовительный этап 1. Идея проектов, постановка целей и задач проектов, проработка концепции проектов. 2. Формирование команды для работы над проектом, распределение ответственных за выполнение задач. 3.Подготовка проектов: 3.1. Научный клуб. Анализ запросов студентов на темы встреч. Поиск спикеров. Согласование даты выступлений. Составление программы. Публикация программы и формы регистрации на платформе научной коммуникации Lomonosov, а также в группе СНО Вконтакте. 3.2. Конкурс научно-популярных статей “Pop&Soil”. Написание положения. Публикация формы регистрации. 3.3. Интервью и статьи. Определение темы. Выбор респондента. Составление списка вопросов. Оформление полученного ответа. 3.4. Экологический кейс-чемпионат Green Office Case. Поиск организации-партнера. Получение задания. Оформление задание и разработка методических указаний. Публикация регистрационной формы. Покупка призов. 3.5. День Карьеры. Составление перечня организаций, потенциальных работодателей для студентов. Официальные письма о сотрудничестве. 4. Согласование с администрацией факультета. Подготовка документов о проведении мероприятия. 5. Подготовка и публикация анонсов событий (текстовый и графический материал). Основной этап Проведение мероприятий. 1. Научный клуб. Рассылка приглашений на встречу через систему Lomonosov. Проведение мероприятия. Публикация записи встречи. 2. Конкурс научно-популярных статей “Pop&Soil”. Оценка статей экспертами. 3. Интервью и статьи. Публикация материалов. 4. Экологический кейс-чемпионат Green Office Case. Проверка отборочного этапа. Подведение итогов отборочного этапа. Рассылка приглашений на финал. Финал – защита участниками своего решения кейса перед комиссией жюри (дистанционно, на платформе Zoom). 5. День Карьеры. Проведение мероприятия на платформе Zoom. Заключительный этап Подведение итогов мероприятий. Публикация информации и материалов в группе СНО Вконтакте https://vk.com/sno_pochva_msu Сбор обратной связи от участников.

Количественные и качественные характеристики выполненной работы (проекта):

Количественные показатели «Комплексной программы “ Экологическое образование в научно-популярной форме»: Общее число участников: 289 1. Научный клуб Студенческого научного общества. 23 встречи с компетентными спикерами. 144 участников суммарно. 3. Интервью и статьи; 20 публикаций. 4. Экологический кейс-чемпионат Green Office Case; 65 участников в 15 командах. В финал вышли 10 команд из разных городов России (Москва, Томск, Ухта, Санкт-Петербург, Дубна, Севастополь). 5 упоминаний в информационных источниках: 1. «Зелёный» офис — основа устойчивого развития современных организаций http://www.vernadsky.ru/news/zel-niy-ofis-osnova-ustoychivogo-razvitiya-sovremennih-organizatsiy/ 2. « Зеленые вузы России» https://vk.com/greencampusrf?w=wall-49663357_6777 3. ВузЭкоВест https://vk.com/vuzecofest?w=wall-57580079_2390 4. ЭкоГильдия МГУ https://vk.com/ecoguildmsu?w=wall-142049550_4784 5. МГИМО Goes Green https://vk.com/mgimogoesgreen?w=wall-33734192_2027 5. День Карьеры: 6 работодателей присутствовали на встрече, 29 – готовы сотрудничать с факультетом; 3 часа уникальной информации; 80 студентов-участников. Качественные показатели: 1. Улучшена познавательная среда на факультете; 2. Часть участников увидели новые перспективы своего научного и карьерного развития; 3. Увеличен творческий потенциал студентов; 4. Популяризировоно дополнительное образование, самообразование и студенческие мероприятия факультета почвоведения МГУ; 5. Укреплен имидж Студенческого научного общества; 6. Укреплен имидж факультета, как поддерживающего студенческие инициативы и проекты востребованных на рынке форматов (мастер-классов, кейсов) и развивающего сотрудничество с общественными организациями.

Результаты реализации работы (проекта):

Цель «Комплексной программы “ Экологическое образование в научно-популярной форме» была достигнута, так как: - проект внес вклад в формирование экологического сознания студентов (индикатор: отзывы участников); - проект способствовал популяризации науки (индикатор: число просмотров опубликованных материалов в группе СНО Вконтакте, упоминание проекта в информационных источниках); - проект способствовал вовлечению студентов в научную деятельность (индикатор: повышение числа студентов младших курсов, осведомленных о своих научных возможностях, рост команды СНО за счет младшекурсников); - проект способствовал развитию профессиональных навыков студентов (индикатор: у участников было сформировано представление о современных требованиях и тенденциях развития науки, отраслей производства и бизнеса в сфере экологии и почвоведения; некоторые участники после Дня карьеры устроились на практику в представленные организации). - проект способствовал развитию у студентов творческого мышления, инициативы, самостоятельности и командной ответственности в решении поставленных задач (индикатор: работы, присланные на кейс, устройство на практику).

Желаемый способ ознакомления с результатами работы (проекта):

по телефону
по электронной почте

Иллюстрации работы (проекта):

Презентацию работы (проекта):

prezentacziya-proekta-kompleksnaya-programma.pdf

Материалы обсуждения, экспертные документы по представленной работе:

argunova-m.v.-otzyv.pdf

Отзыв на работу (проект) от одного из органов исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, связанных с деятельностью в области охраны окружающей среды и природопользования, с подтверждением вклада данной работы (проекта) в охрану окружающей среды (при наличии):

ermakov-d.s.-otzyv.pdf

Письмо, подписанное физическим лицом или группой физических лиц, представляющих работу (проект) на соискание премии, о согласии на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, связанной с участием в Конкурсе:

soglasie-na-publikacziyu-proekta.pdf

Документы, подтверждающие внедрение результатов работы (проекта) в практику хозяйственной деятельности и экологического образования:

podtverzhdenie-provedeniya-programmy.pdf

Документы, подтверждающие общий объем финансовых средств, затраченных на выполнение и реализацию работы (проекта), включая привлеченные и собственные финансовые средства:

zakupka-podarkov-dlya-kejsa.pdf

Фамилия, имя и отчество:

Коршунова Наталья Олеговна

Организация:

Студенческое научное общество факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова

Роль в команде:

Руководитель

Почта:

KorshunovaNatasha@yandex.ru

Номер телефона:

89853081714

Список участников

Руководитель

Коршунова Наталья Олеговна

Соруководитель

Деревенец Елизавета Николаевна

Ответственный за дизайн

Богданов Кирилл Игоревич

Ответственный за разработку методических материалов

Солодунова Дарья Александровна

Ответственный за техническое оснащение мероприятий

Денисова Ольга Евгеньевна

Разработка методических материалов

Мохнаткин Владислав Александрович

Ответственный за работу со СМИ и публикацию материалов

Лепешко Анна Александровна

Консультант

Тимофеева Елена Александровна

Консультант

Поздняков Лев Анатольевич

Ваша заявка загружается на сервер, ожидайте...

Пожалуйста, не обновляйте страницу