Учебно-познавательная тропа – Премии Правительства Москвы

Учебно-познавательная тропа

Премия:

В области охраны окружающей среды

Номинация конкурса:

Лучший реализованный проект с использованием экологически чистых и энергосберегающих технологий

Наименование работы (проекта):

Учебно-познавательная тропа

Цели работы (проекта), представленной (ого) на соискание премии:

создание учебно-познавательной тропы «Ландшафты родного края» в окрестностях города Московский; разработка методической базы для проведения учебных занятий на ней.

Описание работы (проекта), предоставляемой на соискание премии с указанием ее новизны, актуальности, инновационной направленности, социального эффекта, оценки вклада каждого физического лица в составе группы физических лиц в выполнение и реализацию работы (проекта):

Экологическая тропа - ключевой элемент в формировании экологической культуры. Для жителей поселения Московский разработан и реализован проект учебно-познавательной тропы "Ландшафты родного края". Территория благоустроена для комфортного изучения естественных условий. Созданы задания для возможности внедрения исследований в естественной среде в учебные планы. Кроме того, расставлены малые архитектурные элементы и стенды, естественно и гармонично вписывающиеся в ландшафт, позволяющие изучить особенности территории и комфортно провести время.

Сроки внедрения работы (проекта):

21 декабря 2017 года проект создания тропы представлен главе администрации города Московский. 27 июня 2019 начался процесс благоустройства территории. 31 июля 2019 года состоялось торжественное открытие экологической тропы.

Механизм реализации работы (проекта):

Изучив литературу, отражающую опыт создания учебно-познавательных троп, выявлены основные критерии для проектирования маршрута: наличие тропиночной сети, отдаленность от охраняемых видов, посещаемость местности (Чижова, 2007). Кроме того, на выбор маршрута влияют разнообразие ландшафтов, доступность и безопасность в интересах посетителей (Буторина Н.Н., 2007). Территорией, удовлетворяющей критериям, является местность, расположенная между г. Московский и п. Мешково. Выделено 16 наиболее типичных площадок, на которых возможно наблюдение за природными процессами, явлениями и объектами. Для составления характеристики местности создана карта распределения охраняемых видов растений, животных и лишайников Красной книги г. Москвы (издание 2011 г.), проведено геоботаническое описание площадей, определена 2-3 стадия рекреационной дигрессии. Проведено исследование пойменного луга, как площадки для проведения метапредметных исследовательских занятий. Для её изучения проложена линейная трансекта, разделенная на 9 площадей, на каждой из которых определен видовой состав растительности. Применен метод геометрического нивелирования, построен график изменения освещенности от коренного берега до уступа реки Ликовы. Методом «конверта» с площадок отобраны пробы почв и методом водного раствора определена их кислотность. Проведен кластерный анализ по формуле Жаккара и фитоиндикация (Элленберг, 1996). Разработан маршрут, складывающийся из полукольцевого фрагмента, состоящего из 11 остановок, и линейного, состоящего из 12 остановок, общей протяженностью 2,5 км. На протяжении всего маршрута можно наблюдать разнообразные природные сообщества: еловый, смешанный и широколиственный типы леса, пруд, пойменный луг, река. Проект представлен главе администрации и совету депутатов г. Московский. По плану закупок на 2019 год администрацией г. Московский было выделено 3089120,14 рублей на «выполнение работ по устройству экологической тропы между г. Московский и д. Мешково». Составлен перечень необходимого оборудования. Созданы макеты стендов с использованием QR-кодов, для возможности получения быстрого доступа к дополнительной информации, резные деревянные фигуры животных, лавочки, кормушки. Проект реализован. Для оформления дорожек использована гранитная крошка и древесная щепа. Установлены указатели, входные группы, малые архитектурные формы и информационные стенды. Разработаны тематические экскурсии для дошкольников, учащихся младшего и среднего звена, а также их технологические карты. Основываясь на исследованиях пойменного луга, разработаны метапредметные задания для учащихся физико-математических и химико-биологических старших классов. Разработан мастер-класс «Статистические исследования для экологического мониторинга» для учеников с углубленным изучением математики. Мастер-класс проведен у классов-участников проекта «Инженерный класс в московской школе». Совместно с ГБУ «Мосволонтёр» ведется подготовка 16 экскурсоводов. Проведены 3 пробные экскурсии для подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения, 2 и 7 классов.

Количественные и качественные характеристики выполненной работы (проекта):

Общая протяженность экологической тропы - 2 км. Проведены пробные экскурсии.азработан план экскурсий для учащихся начальной школы, состоящий из 9 остановок. Разработаны 5 методических комплектов заданий для учащихся классов, с профильным изучением математики, физики и информатики, а также 4 блока заданий, для учащихся классов с профильной химией. На работу затрачено 3089120,14 рублей.

Результаты реализации работы (проекта):

1) Анализ литературы позволил выделить основные критерии, необходимые для выбора маршрута; 2) Разработан линейный и полукольцевой маршрут тропы общей протяженностью 2 км, включающий в себя 16 остановок на 6 типах природных сообществ. На территории пойменного луга изучены факторы среды, формирующие переходную зону «коренной берег-река». Применяемые методы и методики служат базой для обучения экскурсантов; 3) Разработан план экскурсий для учащихся начальной школы, состоящий из 9 остановок. Разработаны 5 методических комплектов заданий для учащихся классов, с профильным изучением математики, физики и информатики, а также 4 блока заданий, для учащихся классов с профильной химией. 4) Проект создания учебно-познавательной тропы реализован при содействии администрации города Московский и совета депутатов при администрации. Территория обустроена с минимизацией рисков для окружающей среды. На работу затрачено 3089120,14 рублей.

Оценка энергетической и экологической эффективности реализации работы с ее обоснованием:

В современном мире возрастает потребность в развитии экологического образования, поскольку в его задачи входят как локальные вопросы, ориентированные на сохранение биологического разнообразия и охрану окружающей среды, так и политические, направленные на предотвращение эскалации экологических кризисов (Моргун, 2014). Основным направлением экологического образования является становление экологической культуры, проявляющейся в сознательном, бережном и внимательном отношении к здоровью окружающей среды (Аргунова, 2006). Одним из способов формирования экологической культуры, является создание экологических троп (Чижова, 2007).

Желаемый способ ознакомления с результатами работы (проекта):

по телефону
по электронной почте

Иллюстрации работы (проекта):

Презентацию работы (проекта):

uchebno-poznavatelnaya-tropa-landshafty-rodnogo-kraya.pdf

Ссылка на другие визуальные материалы, веб-сайт или видео (если есть):

https://disk.yandex.ru/d/nrm-mQmvQ5_fEQ

Материалы обсуждения, экспертные документы по представленной работе:

itogovaya-rukopis-2020.doc

Письмо, подписанное физическим лицом или группой физических лиц, представляющих работу (проект) на соискание премии, о согласии на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, связанной с участием в Конкурсе:

soglasie-na-publikacziyu-proekta-1.pdf

Документы, подтверждающие внедрение результатов работы (проекта) в практику хозяйственной деятельности и экологического образования:

pressa.pdf

Документы, подтверждающие общий объем финансовых средств, затраченных на выполнение и реализацию работы (проекта), включая привлеченные и собственные финансовые средства:

ekonomicheskie-raschety.xls

Фамилия, имя и отчество:

Хачатрян Рипсиме Сергеевна

Организация:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

Роль в команде:

Автор

Почта:

ripsimeshka@list.ru

Номер телефона:

+7(985)310-74-50

Список участников

Автор

Хачатрян Рипсиме Сергеевна

Загруженные документы:

Согласие на хранение и обработку персональных данных Согласие на публикацию проекта

Ваша заявка загружается на сервер, ожидайте...

Пожалуйста, не обновляйте страницу